К. М. Филиппов


     Филиппов
 Константин Михайлович
       Родился 20 ноября 1972 года в поселке Стрелка  Енисейского района Красноярского края.  Семья Филипповых состояла из 4-х человек. Отец – Михаил Михайлович работал на шпалозаводе, мама – Светлана Викторовна работала хирургической сестрой в Стрелковской больнице, старшая сестра Татьяна и Константин.
Семья Филипповых: Михаил Михайлович, Светлана Викторовна,
старшая дочь Таня и маленький Костя

Из-за семейных трудностей наш Костик рано пошел в ясли. Это был единственный период в жизни, когда он приносил хлопоты матери, потому что часто болел. С детства Костя был очень самостоятельным. В пять лет он мог приготовить себе яичницу на газовой плите, а тогда не каждый взрослый знал, как это делается. Бабушка Анастасия Константиновна очень часто высказывала свое недовольство по поводу быстрой самостоятельности внука. Были случаи, когда мальчуган летом на своем велосипеде мог приехать к матери на работу, а ведь это не близкий путь.

            В 1979 году Константин пошел в первый класс. Становится октябрёнком. Очень дорожит этим званием. Семчишина Оксана, бывшая одноклассница Кости, вспоминала: «Маленький Костя с первого класса отличался  умом и сообразительностью. Хорошо учился и одним из первых был принят в октябрята. Он был командиром звездочки. В третьем классе был принят в пионеры. Лучших  принимали 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина, и среди них был Костя. С детства у него была цель – быть лучшим, но не идти напролом, а добиваться успехов своим трудом и надеяться только на себя. Никогда не стеснялся дружить с отстающими ребятами, а наоборот, всегда помогал им в учебе, защищал слабых ребят».

«…Константин рос очень спокойным, дружелюбным мальчиком, скромным, - вспоминает учитель математики Калугина Анна Александровна, – он был таким же учеником, как и все дети. В классе у него не было врагов, всех ребят он умел принять такими, какие они есть. Конечно, как у любого человека, у него были близкие и верные друзья. Это Пеньков Игорь, Батраков Андрей, Романченко Сергей. Эту дружбу будущих мужчин вспоминают все. Константин был активный ученик. На уроках он выбирал работу посложнее, и вообще, по жизни шел с девизом: чем сложнее, тем интереснее.»
На фото: Филиппов Константин, Романченко Сергей и Батраков Андрей

В школе Костя серьезно относился к урокам физической культуры, любил спорт, вел здоровый образ жизни. С детства занимался рукопашным боем, закалялся, купаясь в р. Ангара. Со своими друзьями самостоятельно изучили основы рукопашного боя. Ведь педагогов и специальных курсов в поселке по этому виду спорта не было, им приходилось изучать по журналам «Спортивная жизнь», брошюры «Как стать сильным», «Растяжка». Приемы изучались следующим образом: тщательно рассматривались в литературе, затем переносились на кальку, и уже потом применяли на себе.(В последующие годы при поступлении на службу в органы ФСБ отмечалось, что владеет рукопашным боем).Цель его жизни: готовить себя к более сложным испытаниям. Первым испытанием для молодых людей было моржевание. С октября месяца 1988 года по апрель 1989 года силу характера укрепляли занятием на свежем воздухе, а затем бодрость духа поднимала им прорубь. Температура воды, температура воздуха, какие физические нагрузки принимали – все это записано в дневнике моржевания. Своим самочувствием они управляли при помощи точечного массажа, который изучали самостоятельно.
Пеньков Игорь, Филиппов Константин,  Батраков Андрей

Красота родного края, сибирских рек Ангары и Енисея, отложила свой отпечаток в душе юноши. Его любимые места – это озеро Лебяжье, восхищался величием сосен. Ангарский порог поражал его своей силой, мощью, непокорностью. Эта божественная красота послужила толчком к тому, чтобы заняться любительской фотографией. Основы фотодела приобрел у мастера своего дела Мухамедова Касыма. Сейчас эти фотографии находятся у матери, и они несут воспоминания о той безоблачной жизни, когда юноша мог изображение любимой певицы переснять прямо с телевизора, сделать календарь с изображением друзей.
   
  В старших классах на телеэкранах появляется ансамбль «Голубые береты». Глубокий смысл песен заставил Костю самостоятельно изучить звон гитары.  Последующим шагом у него было приобретение кассет с песнями этого ансамбля. Также ему нравились модные в те годы группы «Мираж» и «Фристайл». Любимые исполнители песен – Виктор Цой и Владимир Высоцкий.

И, конечно, Константин активный участник предметных олимпиад по физике, химии, математике. Занимает, в основном, призовые места, о чем говорят почетные грамоты, хранящиеся в нашем музее (подарок родителей Константина). Много почетных грамот и дипломов за спортивные успехи.

Осенью 1990 года был призван в ряды вооруженных сил. Служил на Таджико-Афганской границе. Служба далась Константину нелегко, о чем он не очень любил вспоминать. В те годы в стране происходили большие перемены, и никому не было дела до солдат, проходивших службу на границе. Часто они оставались голодными, находили себе пропитание сами. После демобилизации поступил работать на лесоперевалочную базу п. Стрелка. С 1994 года работает в г. Красноярске в частном охранном предприятии «Сибирская защита». 1997год – работа в рядах РУ ФСБ России. Он очень радовался, когда был принят на эту работу. В 1999 году Константин заочно окончил университет. Был женат. У него двое сыновей – Илья и Данил, которые часто бывают в музее их отца.

В 2000 году, с началом контртеррористических  действий на Северном Кавказе, Константин, по его личной просьбе, был включен в состав одной из групп специального назначения. В мае того же года он выехал в служебную командировку в Чеченскую Республику.

4 июня 2000 года в одном из предгорных селений Чечни специальными отрядами особого назначения ФСБ России проводилась операция по ликвидации бандгруппы, входящей в состав незаконного вооруженного формирования Шамиля Басаева. Боевики оказали ожесточенное сопротивление. Открыв плотный огонь из автоматов, они предприняли попытку прорваться через боевые заслоны группы спецназа.

Лейтенант Филиппов, мгновенно оценив обстановку, встал на пути у бандитов. Гранатой и автоматным огнем он уничтожил главаря банды и одного из террористов, а сам получил смертельное ранение. Благодаря смелым и решительным действиям Константина удалось не допустить прорыва и уничтожить боевиков.

 За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания, лейтенант Филиппов Константин Михайлович был награжден орденом Мужества (посмертно).
             Учащиеся школы регулярно ухаживают за могилой К.М. Филиппова

Константин Филиппов похоронен на родине - в поселке Стрелка. Жители с большим уважением относятся к памяти своего земляка. Школа, в которой учился Константин Михайлович, носит его имя. В школе создан музей, в котором одна из экспозиций  посвящена личности К.М. Филиппова. Учащиеся школы ухаживают за его могилой. Ко Дню Рождения Константина Михайловича (20 ноября) в школе проводится неделя Памяти, в которой принимают участие учащиеся 1-11 классов. А в день гибели, 4 июня, проводится митинг на кладбище. В  день скорби собираются вместе его семья, учащиеся школы, жители поселка, приезжают из г.Красноярска – сослуживцы. Сослуживцы Константина Михайловича - частые гости в школе, которая носит его имя, в школьном музее. Они проводят уроки Мужества для учащихся школы, дарят ценные подарки.
Памятник К.М. Филиппову в Чеченской республике

Светлая Память нашему земляку, кавалеру ордена Мужества, Филиппову Константину Михайловичу!
Виртуальная экспозиция
Защитниками Родины не рождаются - ими становятся
В экспозиции " Личность К. М. Филиппова" находятся личные вещи и документы Филиппова Константина Михайловича. Они дают возможность лучше узнать нашего героя - его характер, увлечения, достижения.

Дневник моржевания 

(инвентарный номер 1.16, ЛКМФ)


Дневник "моржевания" - это документ, который рассказывает нам как Константин со своими друзьями готовился стать защитником Родины.
При помощи купания в Ангаре юноши закалялись не только физически, но и закаляли свой характер.
Моржеванием Константин,  вместе со своими друзьями начал заниматься 16 октября 1988 года и закончил 7 апреля 1989 года. Они начали вести "Дневник по моржеванию". В первую очередь юноши записали в него свои антропологические данные. В первый день, 16 октября, они занимались подготовкой к моржеванию. 17 октября в дневнике появилась такая запись: "Температура воздуха -3 градуса, температура воды +2 градуса. Растирались у берега. Подмёрзли. Когда погрузились в воду, там показалось теплее. Разогревались за преградой от ветра. Задубели. Пальцы долго отходили. Сегодня делали разминку". Последняя запись была сделана 7 апреля 1989 года.  Температура воздуха +7 градусов, температура воды 0 градусов. Сегодня как всегда делали разминку. Серёжи не было по техническим (домашним) причинам. На улице всё тает. Писать больше нечего, настроение хорошее, самочувствие в норме". В "Дневнике моржевания" юноши записывали число, температуру воздуха, температуру воды и описывали все свои действия. Купание начиналось с разминки в которую входили пробежка с гантелями. Причём, нагрузка постепенно увеличивалась на 2 кг.
В течении первого месяца купания ребята строили график температур, в котором отмечалась температура воды и температура воздуха. По графику видно, что температура воды за это время мало менялась и была близка к нулю. А температура воздуха, если смотреть по графику в течении этого месяца менялась. Сначала купания произошел скачок температуры от +6 градусов в первый день до -3 во второй, далее температура понизилась до -5 градусов. После 20 октября температура повысилась до 0 градусов, потом стала понижаться  до -5 градусов 25 октября. И снова произошел перепад температуры, 26 октября температура воздуха была +2 градуса. Далее снова пошло понижение температуры. Таким образом ребята не только закалялись, но ещё проводили эксперименты. .

Тетрадь для изучения элементов рукопашного боя 

(инвентарный номер 1.9, ЛКМФ)

   Из воспоминаний  друга детства  Батракова Андрея: «Помню, где-то в 7 классе достал Костя сборник рукопашного боя, и начали мы заниматься…. Занимались долго и упорно. У Кости дома переломали много мебели и посуды. Зато сколько в этом было азарта, стремления стать крепче, сильнее!»
 Ребята самостоятельно изучили основы рукопашного боя. Приемы изучались следующим образом: тщательно рассматривались в литературе, затем переносились на кальку, и уже потом применяли на себе. (В последующие годы при поступлении на службу в органы ФСБ отмечалось, что владеет рукопашным боем).

Спортивные издания

Комментариев нет:

Отправить комментарий